ROCHENSALM (rochensalme) wrote,
ROCHENSALM
rochensalme

Categories:

Взлет с «Бирмингема»

105 лет назад, 14 ноября 1910 года, самолет впервые взлетел с палубы корабля.

Успешную попытку взлета самолета с палубы корабля осуществил американский военный флот, хотя события разворачивалась таким образом, что первенство палубного взлета могло оказаться в гражданской судоходной компании.

В сентябре 1910 года, через год после того как армия обзавелась первым летательным аппаратом, капитан 1 ранга Вашингтон Ирвинг Чемберс, помощник министра флота по материальному снабжению, получил приказ собрать информацию о прогрессе аэронавтики и доложить свои соображения по поводу пригодности этих аппаратов для нужд флота.

Через месяц после назначения на свою должность Чемберс получил в качестве помощников двух офицеров – конструктора Уильяма МакЭнти от Бюро кораблестроения и ремонта и лейтенанта Натаниэля Райта от Бюро паровых двигателей, которые после командировки в Форт-Майер, где наблюдали за полетами братьев Райт, предложили Чемберсу планы полетов самолетов с палубы линкора.

Чемберс доложил об этом командованию флота и получил разрешение на полет с палубы военного корабля. Для эксперимента был выделен легкий крейсер USS Birmingham (CL-2) (3750 тонн). Теперь требовались пилот и самолет, так как флот в то время, не имел ни того ни другого.

Погрузка самолета Curtiss на USS Birmingham (CL-2) при помощи плавучего крана.
Фото сделано в военно-морской верфи в Норфолке. Ноябрь, 1910 г.


Чемберс посетил авиационную выставку в Хейторп, где попытался убедить выполнить этот полет Уилбура Райта, но переговоры с летчиком оказались напрасными. Здесь же Чемберс встретил Юджина Б. Эли, одного из пилотов выставки, который работал у Гленна Кертисса. Услышав рассказ о проекте, Эли воскликнул: «Позвольте мне взлететь с корабля!» Полет был назначен на 19 ноября.

В это же время, пароходная компания «Гамбург-Америка» совместно с газетой «Уорлд» планировала приобрести самолет, что бы он совершал полеты с платформы, установленной на пассажирском лайнере. Целью эксперимента было улучшение почтовой службы (однако имелись подозрения, что за этими экспериментами стоял немецкий ВМФ).

По раным причинам эксперимент несколько раз откладывался, наконец было объявлено, что полет будет проведен с лайнера «Америка» в конце ноября. Но узнав о планах флота, газета «Уорлд» попыталась опередить военных. Для полета бы спешно подготовлен лайнер «Пенсильвания». Пилот Дж. МакКарди должен был взлететь с лайнера в воскресенье 12 ноября. Самолет МакКарди был поднят на корабль, и пилот запустил мотор для предстартовых испытаний. Но когда пропеллер завертелся, он зацепил канистру с маслом, и одна лопасть отлетела. Запасного пропеллера не имелось, и полет пришлось снова отложить.

Установка самолета Curtiss на взлетную платформу USS Birmingham (CL-2).
Фото сделано в военно-морской верфи в Норфолке. Ноябрь, 1910 г.



Капитан 1 ранга Чемберс не стал ждать второй попытки МакКарди и сократил сроки подготовки к полету. Матросы крейсера «Бирмингем» сначала просто удивлялись тому, что их заставили работать в воскресенье, сооружая над баком крейсера деревянную платформу. Но когда на следующее утро на эту платформу был поднят самолет, они решили, что весь флот просто спятил.

Для своей первой попытки взлететь с корабля Эли использовал биплан Кертисса с толкающим винтом, оснащенный поплавками на случай аварийной посадки на воду.

14 ноября «Бирмингем» вышел на рейд Хэмптон-Роудз (штат Виржиния) в сопровождении 4 эсминцев. Крейсер должен был проследовать в бухту Чезапик и там, для взлета самолета, развернуться против ветра, двигаясь со скоростью 10 узлов. Эсминцы должны были стоять вдоль предполагаемого курса самолета, который вел к Норфолкской верфи ВМФ. Небо затянули дождевые шквалы. Ожидая улучшения погоды, «Бирмингем» стал на якорь.

Юджин Б. Эли на борту USS Roe . Ноябрь 1910 года.


Около 15.00 погода немного прояснилась, и был дан приказ приготовиться к взлету. Эли запустил 50 -сильный мотор. Крейсер не успел дать ход. Якорь еще только поднимался из воды, а терпение Эли уже кончилось. Он дал знак механику освободить самолет и запустил мотор на полную мощность. В 15.16 самолет покатился по наклонной плоскости. Перед ним оставалось только 17 метров палубы...
Когда самолет достиг конца платформы, он скрылся за ее краем и скользнул вниз, к воде. Эли потянул ручку управления на себя, но все же колеса самолета, поплавки и кончик пропеллера коснулись воды. Обе деревянные лопасти пропеллера были повреждены, однако он не перестал вращаться. Ни на скорость самолета, ни на управляемость это не повлияло и самолет начал медленно подниматься в небо.

Самолет Эли сел близ Норфолка, пролетев всего 2,5 мили от «Бирмингема». Первый взлет самолета с корабля стал историей!

В советском/российском флоте самолеты начали взлетать с корабля через 20 лет, в 1930 году, но это были запуски с помощью катапульты. Первая пневматическая катапульта К-3 была куплена в Германии и установлена на линкоре «Парижская Коммуна».
С палубы корабля самолет взлетел 22 ноября 1972 года, но это был самолет вертикального влета и посадки, а взлет «по-самолётному» был осуществлен только 1 ноября 1989 года.

По материалам National Naval Aviation Museum, Naval History & Heritage Command, Н.Полмара и др.
Фото из NHHC Photograph Collection.


14 ноября 1910 года, самолет Curtiss, пилотируемый Юджином Б. Эли,
взлетел с палубы USS Birmingham (CL-2). На заднем плане USS Roe.

Фото из NHHC Photograph Collection.


Tags: авианосец, авиация, ввс сша, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments